Культура и искусство

20.12.2010 15:22
Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ). Фото с сайта bcm.ru

Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ). Фото с сайта bcm.ru

Как я был фанатом "Спартака"

Дважды в своей жизни я чуть было не сорвал спектакли Большого театра. Возможно, читателю эти истории покажутся забавными, но мне тогда было не до смеха…
 
В студенческую пору мы с приятелем устроились рабочими сцены в Большой театр. Бывали такие поветрия у студентов: то вдруг все начинают ездить в зоопарк, то устраиваются в театры. А у моего приятеля еще и был бзик – он хотел жениться на балерине. Не в тему замечу, что худших жен, чем эти замученные создания, не найти. Но не буду отвлекаться. В общем, трудимся мы монтировщиками декораций в главном театре страны. Примерно два месяца я пропадал в ГАБТ с 7 до 23, полдня работал, а другие полдня шлялся по репетициям или смотрел спектакли. Завалил учебу, спорт, но ведь и событие это: побывать в классе, где репетируют Плисецкая или Годунов (вскоре сбежавший), столкнуться с ними в лифте или в буфете. ГАБТ – мудрено организованное хозяйство, однако по его подземным лабиринтам мы могли передвигаться вслепую. Позже, уволившись, несколько лет проникали в театр на халяву. Делалось это так: в обед артисты ходят через дворик в столовую. Около 14.00 ты проникаешь в дворик (обычно открытый) и в стайке, скажем, балетных на "выворотных" ногах уверенно шествуешь мимо вахты, попадаешь в лабиринт, остальное – дело знакомое. Изловил меня... наш бывший институтский военрук майор П., ставший вдруг комендантом ГАБТ. Выследил, змей, и настоятельно попросил больше без билета в театре не появляться. К тому времени, пожалуй, и поднадоело.  
 
Еще несколько памятных эпизодов, прежде чем перейти к самокритичной части. Однажды я выводил за руку на сцену знаменитого тенора Владимира Атлантова. Атлантов – подслеповат (помню, тенор дымил, не переставая, без сигареты его мало кто видел), на сцене темнота, я веду его к пенечку, где он должен петь "Куда, куда вы удалились". А Онегиным был, между прочим, звезда советской эстрады Юрий Гуляев, только что перешедший в оперу. Рядом с Атлантовым Гуляев сильно разочаровывал. Первый, казалось, едва открывал рот, а второй  орал благим матом, но все равно  звучал на порядок слабее и "грязнее". Помню, по окончании спектакля Гуляев все хватал за руку Атлантова и тянул на сцену кланяться. Выглядело это крайне несолидно. Я тогда совсем разочаровался в Гуляеве, наверное, зря, певец он был настоящий, просто для оперной сцены слабоват.
 
Когда попадаешь за кулисы театра (позже доводилось попадать и за другие кулисы), то возникает ощущение, что все держится на соплях. Находясь в зрительном зале, ты уверен, что в нужный момент в "Онегине" начнет падать снег, в "Травиате" откроется окно, а в "Зорях здесь тихих" героиня станет тонуть в болоте. И вот ты попадаешь "внутрь"…Тебе поручают рвать бумагу, потом небрежно говорят: лезь с мешком туда и по сигналу начинай бросать "снег" (сейчас, наверное, другая технология). По какому сигналу? Какими горстями его швырять, чтобы "снегопад" вдруг не прекратился во время арии Ленского? Спрашиваешь у стариков. И все равно волнительно: на тебе, новичке, держится весь спектакль. Теперь перехожу к своему дебюту на большой сцене. Давали оперу "А зори здесь тихие". У рабочих сцены простой критерий: чем хуже спектакль – тем больше декораций. В "Зорях" было много декораций. И вот меня в первый же день пребывания в этом храме, в сонмище богов, придавленного ответственностью, приводят за руку под сцену и второпях наставляют: вот лампа, вот ворот. Как загорится красная лампа, начинай этот ворот вращать. Гуд бай. Ты остаешься один в яме, плохо понимая, что происходит снаружи. Сволочь-лампа иногда тускло поблескивает: пора или не пора? Наконец, вспыхивает. И я начинаю остервенело крутить ворот (с какой, блин, скоростью? не сказали). Появляются женские ноги в сапогах. При этом обладательница ног вопит! Неужели я что-то ей прищемил? Вращаю ворот в обратном направлении, ноги исчезают. Мне в подземелье орут: "Крути ворот!!" Быстро втягиваю обратно ноги, всю тетку, которая крутит мне пальцем у виска. Оказывается, по действию она тонула в болоте. Могу представить, как это выглядело из зала. Что бы они делали с ней, не утонувшей? Наверное, пристрелили бы.
 
А потом подоспел балет "Спартак". С Васильевым, Максимовой и Лиепой. Зрелище номер один в Советском Союзе. Этот супер-балет в разных составах я тогда видел раз пять. Тут чуть было не произошло главное фиаско в моей театральной карьере. В тот день я "работал". То есть подглядывал за действием из-за кулис, а когда падал занавес, бежал на другую сторону сцены помогать таскать реквизит. И вот оканчивается одна из картин. Я бегу, куда положено, вижу, что на сцене в темноте топчутся какие-то люди. Вклиниваюсь в их ряды, полагая, что это монтировщики. Однако "монтировщики" почему-то выстраиваются в колонны… Начинает ползти вверх тюль…Мать честная, гладиаторы!! И среди них я в сапогах, телогрейке и гвоздодером за поясом! А в зале – изысканная публика, заполнены ложи дирекции, правительства. Первая мысль была спрятаться за бутафорский камень. Хорошо, что этого не сделал, потому что "камень" в процессе действия уносили. Да и кое-кто из артистов, наверное, лег бы со смеху. В общем, убегал я со всех ног с практически уже освещенной сцены. Обошлось. Но мой приятель, сидевший в зале, прекрасно видел, как из рядов гладиаторов улепетывал пролетарий в сапожищах и телогрейке…
 
Мой приятель как монтировщик оказался не многим лучше. В "Травиате" ему полагалось за веревочку открывать окно. Окно заклинило, и артистке пришлось его с треском выбивать.

Сергей А. Кредов, Журналист BCM.ru
Все публикации этого автора (81)



Смотрите также

12.12.2010 04:18 В Бразилии на свет появился щенок с зеленой шерстью

06.12.2010 16:35 Семеро британцев из-за снегопада восемь дней провели в трактире

02.12.2010 15:24 Видео с котятами-массажистами распространяется со скоростью эпидемии (Видео)

Другие публикации этого автора

13.12.2010 09:55 Уроки Манежной

07.12.2010 14:42 Из "Катюши" по коррупции

29.11.2010 10:36 Леонид Парфенов вступил в "клуб Шевчука"

Добавить в закладки и поделиться: 
 
Комментариев: 0

Ваше сообщение
Ваше имя:
Мы не требуем обязательного указания имени, Вы можете оставить это поле пустым, при этом Ваш комментарий будет опубликован со стандартным именем «Гость».
Ваш e-mail адрес:
Если Ваш комментарий подразумевает какую-то реакцию на него или Вы считаете что он, возможно, может послужить основой для самостоятельной публикации (см. Правила размещения комментариев), укажите свой действующий e-mail адрес для того, чтобы мы могли связаться с Вами. В противном случае оставьте это поле пустым.
Комментарий:
Текст комментария должен быть указан. В нем не могут быть использованы html-коды и ссылки. Также действуют некоторые другие ограничения. Подробно об этом Вы можете узнать из Правил размещения комментариев.
Подтверждаю что я прочитал Правила размещения комментариев и согласен соблюдать их.
Защитный код:
Введите код, изображенный на картинке выше. Если Вы не можете прочесть его,обновите изображение кликнув на него.