Культура и искусство

15.03.2010 10:38
Кадр из фильма "Белая лента". Фото с сайта www.slantmagazine.com

Кадр из фильма "Белая лента". Фото с сайта www.slantmagazine.com

Странный фильм в черно-белых декорациях - "Белая лента". Обзор за 15.03.2010

Премьера "Белой ленты" состоялась на Канском кинофестивале, где фильм был удостоен Золотой пальмовой ветви и неоднозначно встречан зрителями.

Фильм переносит нас в небольшую деревню на севере Германии в канун начала Первой мировой войны. Режиссер "Белой ленты", знакомый кинолюбителям по тяжелой картине "Пианистка" - Михаэль Ханеке погружает зрителей в эту деревушку и рисует ее портрет, портрет не отдельно взятых людей, а портрет всего общества.

Удачно стилизованный под начало прошлого века фильм ведет повествование от первого лица, пожилого человека, который в годы своей молодости работал в этой деревне школьным учителем. Весь последующий смысл фильма закадровый голос раскрывает зрителям в единственной фразе: "Это история поможет понять, что стало с нашей страной и нами".

Постер к фильму Белая лента

Представьте себе эти унылые черно-белые декорации аскетичного протестантского общества немецкой безымянной деревни начала века. Где детей за проступки бьют розгами и привязывают на ночь к кровати, а женщины с их каменными лицами терпят унижения от мужчин. Где врач, самоотверженно преданный своему делу, способен засматриваться на собственную дочь и унижать любовницу. Где жители деревни преклоняются и одновременно ненавидят семейство баронов и по привычки отдают дань сложившимся традициям и укладу жизнь. И череда зловещих происшествий, происходящих в деревне, заставляет жителей еще больше потерять свой человеческий облик.

На лицах детей не увидеть улыбок, а только смиренный, молчаливый, затаивший злость взгляд. Именно дети являются главными героями картины и одновременно олицетворением зла в фильме. Дети несогласные с наказаниями и правилами, установленными родителями, но научившиеся переживать это молча и смиренно, потом выливая свою злость на более безобидных и слабых. Глядя на этих немецких детей, понимаешь, кем они вырастут через десяток-другой лет. И как поможет привитая с детства, и обретенная жестокость впоследствии разрушить мир.

Белые ленты, которые пастор привязывает к одежде своих детей, символ невинности, чистоты и непорочности – оказываются весьма сомнительным и наивным способом привить детям духовную чистоту. А под конец фильма эти ленточки начинают навязчиво ассоциироваться с фашистскими нарукавными повязками.

"Белая лента" из тех фильмов, что продолжают идти в голове уже после просмотра. И мозг, тщетно пытаясь примерить к фильму более логичную концовку, переигрывает все возможные варианты, но так ничего и не находит.

Фильм снят в любимом жанре Ханеке - ложного детектива, где поиск виновных хоть и ведется, но преступники так и не будут найдены. Поэтому фильм не понравится любителям классического детектива, привыкшим к заключительному диалогу, где преступник обязательно будет обличен. Здесь такого диалога нет. Но смысл фильма заключается вовсе не в поиске ответа на вопрос "Кто в этом виноват", а в доказательстве того, что общество само порождает своих монстров. А жестокость нередко скрывается за кроткими глазами детей, поющих в церковном хоре и привыкшим молча сносить свои порой незаслуженные наказания, и искренним желанием их родителей – вырастить из них добропорядочных и настоящих немцев.

Жестокостью пропитан весь этот мир: жены ненавидят своих мужей, мужья любовниц, а дети своих родителей. Общество, лишенное сострадания, где жертвой жестокости становится мальчик с синдромом Дауна, а дети, способны попытаться убить своего брата-младенца.

"Белая лента" поражает игрой актеров - за кажущейся холодностью скрывается буря эмоций, и дети, которые переигрывают взрослых. Особенностью фильма также можно назвать статичность камеры, которая позволяет зрителю ощутить себя ненароком подглядывающим за этой омерзительной жизнью.

В этом фильме нет ни одного героя, которому хочется сострадать, который хоть немного симпатичен зрителю, возможно за исключением школьного учителя с его невестой – которые не принадлежат к этому миру и баронессы, которая отчаянно пытается из него вырваться.

Айрапетян Анаида
Мнение автора может не совпадать с мнением Редакции


Добавить в закладки и поделиться: 
 
Комментариев: 0

Ваше сообщение
Ваше имя:
Мы не требуем обязательного указания имени, Вы можете оставить это поле пустым, при этом Ваш комментарий будет опубликован со стандартным именем «Гость».
Ваш e-mail адрес:
Если Ваш комментарий подразумевает какую-то реакцию на него или Вы считаете что он, возможно, может послужить основой для самостоятельной публикации (см. Правила размещения комментариев), укажите свой действующий e-mail адрес для того, чтобы мы могли связаться с Вами. В противном случае оставьте это поле пустым.
Комментарий:
Текст комментария должен быть указан. В нем не могут быть использованы html-коды и ссылки. Также действуют некоторые другие ограничения. Подробно об этом Вы можете узнать из Правил размещения комментариев.
Подтверждаю что я прочитал Правила размещения комментариев и согласен соблюдать их.
Защитный код:
Введите код, изображенный на картинке выше. Если Вы не можете прочесть его,обновите изображение кликнув на него.