Наука и образование

04.06.2010 17:38
А ЕГЭ и ныне там

А ЕГЭ и ныне там

А ЕГЭ и ныне там

Вот уже много лет идут дебаты вокруг ЕГЭ и системы поступления в ВУЗы в России.
Противники, среди которых видные профессора и ректоры университетов, справедливо  указывают на множество недостатков системы ЕГЭ и зачисления в университеты. Среди них они называет ошибки и нарушения чиновников, коррупцию, решение о зачислении огромного числа льготников и победителей олимпиад, среди которых масса липовых. Виновные в нарушениях, естественно, не называются, поскольку в них задействована вся система образования, а с ней и проверяющие органы.
 
Что получили? – В 2009 г. количество олимпиад школьников выросло на 120, и их победители могли на льготных условиях занять места в вузы. В результате, ВУЗам пришлось дополнять систему приема первокурсников. В Российской экономической академии им. Плеханова льготников для поступления отбирали по результатам ЕГЭ и среднему баллу аттестата. В Институте стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова решили провести три дополнительных экзамена.
 
Многие абитуриенты рассылают документы на десятки специальностей, чтобы поступить куда-нибудь наверняка. Соответственно, в каждом престижном ВУЗе образовалось огромное количество "мертвых душ". В РГГУ рассылали телеграммы по месту жительства абитуриентов, подавших заявление, с просьбой подтвердить серьезность их намерения.
 
В прошлом году значительное число бюджетных мест в вузах заняли льготники – с помощью различных законов даровано право на внеконкурсное поступление более 150 категориям льготников, в т.ч. и ветеранам Гражданской войны. Справки о медицинских недугах расходились как горячие пирожки. Отдельные ловкие родители резко увольнялись с работы и разводились, чтобы чадо поступило в ВУЗ как ребенок из неполной семьи, с заработком ниже прожиточного минимума. Кое-кто даже приносил справки о смерти родителей и подавал заявление как сирота.
 
Такая ситуация с поступлением в ВУЗы ничего, кроме проблем для приемных комиссий, роста коррупции и "бессмертных гоголевских" тем  для журналистов, не дает, а с точки зрения здравого смысла и западного образования, она просто абсурдна и подлежит скорейшему реформированию.
 
Главные аргументы противников ЕГЭ – такие экзамены не позволяют способным и талантливым ученикам проявить себя, раскрыть свои способности на экзамене, особенно по гуманитарным дисциплинам. Рамки экзамена жесткие и творческих отклонений не допускают. С другой стороны, многие отмечают, что "всё стало проще, можно выучить то, что надо, и сдать".
 
А что там с коррупцией? Кто-то из академиков считает, что её нет вообще, а есть "подкормка" преподавателей. М-да. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков констатирует, что "в среднем, результаты одного экзамена стоят от 30 до 100 тысяч рублей "в зависимости от региона и предмета". Плата дублеру-студенту ВУЗа за "улучшенные" результаты по трем госэкзаменам в некоторых случаях доходит до восьми тысяч евро. Так стало ли лучше?
 
Кто-то, как водится, кричит, что учащиеся страшно боятся ЕГЭ, но выпускники многих школ замечают: "Мы пробный уже несколько раз писали. Единый написать – раз плюнуть". И потом, когда это было, чтобы гимназист экзамена "ну совсем" не боялся? Так что это – не довод.
 
А вот к мнениям специалистов стоит прислушаться. Точка зрения ректора Московского государственного университета им. Ломоносова Виктора Садовничего известна достаточно хорошо: «Я - противник ЕГЭ, этого якобы "блага" для детей и их родителей... Талантливый ребенок может провалиться на ЕГЭ, если думает и ведет себя нестандартно. ЕГЭ порождает коррупцию, но уже на следующем, более высоком уровне. Считаю, что ЕГЭ - не единственно возможный способ отбора ребят для поступления в университеты. Если слепо следовать ЕГЭ, мы потеряем самую ценную для нас часть талантливых ребят. Мы должны иметь способ отобрать самых талантливых – может быть, не знающих ответа "да или нет", ошибающихся в вычислениях, но имеющих большой интеллектуальный потенциал».
 
А вот прошлогодняя точка зрения Владимира Добренькова, декана социологического факультета МГУ: "Отношусь к ЕГЭ очень отрицательно. Все непродуманно, неорганизованно. Родители в смятении, абитуриенты в панике. Руководители ВУЗов должны заниматься арифметическими подсчетами. Живых людей мы не видим. Вопрос о зачислении затянулся на месяц. Много сомнений, что некоторые результаты не соответствуют знаниям. Вызывает недоумение и то, что министерство устроило льготы для инвалидов. На нашем факультете на 85 мест подали заявление 64 льготника, и нам искусственно завысили проходной балл. В МГУ возмущена вся профессура".
 
Одним из аргументов в дискуссии стали результаты проверки знаний студентов, поступивших по ЕГЭ на два факультета МГУ – механико-математическом и вычислительной математики и кибернетики. Проверка была проведена в сентябре 2009 года. Результаты, указанные в документах о ЕГЭ, не смогли повторить 60% первокурсников. Известно, впрочем, что среди тех, кто не смог повторить результаты ЕГЭ, были как студенты с очень высокими, так и с средне-низкими баллами экзаменов.
Кроме того, в 2009 г. Рособрнадзор перепроверил 370 работ по Единому государственному экзамену, авторы которых набрали максимально возможное количество баллов – сто. Выяснилось, что 25% из них – фальшивки. "Проверки прошли в регионах, где при небольшом количестве выпускников было большое количество стобалльных результатов", – сообщили в Рособрнадзоре.
 
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович уточнил, что дополнительным проверкам подвергаются работы учеников тех школ, где средний балл по ЕГЭ выше, чем у остальных. И завышенные результаты многих работ связаны, прежде всего, с качеством проверки местных экспертов. Впрочем, как сделать так, чтобы кто-то проверил самих экспертов, обучавшихся по старой системе, Канторович не знает.
Его взгляд на ЕГЭ таков: "Во всех обсуждениях ЕГЭ меня всегда поражало, что оппоненты высказывают общие претензии, которые к госэкзамену часто не имеют прямого отношения. Например, говорится, что обучение превратится в натаскивание, дети перестанут учиться, наконец, разрушится система школьного образования. И за всеми этими рассуждениями многие не заметили главного – того, что произошло крупное институциональное изменение. Благодаря ЕГЭ был упразднён институт вступительных экзаменов в вузы, как это сделано в большинстве стран Европы".
 
Ефим Рачевский, директор центра образования №548, член Общественной палаты РФ, очень справедливо подмечает, что " в России отсутствует тестовая культура, так что подобный способ проверки знаний для страны не годится. Дополнительно к ЕГЭ должны вводиться иные формы проверки успеваемости учеников". Рачевский также отмечает нечестность результатов ЕГЭ. "Недавно в Минобрнауки сопоставили данные по регионам: по госэкзамену и победителям олимпиад. Оказалось, что в регионах-лидерах с большим количеством «отличников» (учеников с результатами ЕГЭ от 80 до 100 баллов) всего 0,07 процентов победителей олимпиад. Цифры более чем показательные".
"ЕГЭ – лишь выражение того плохого состояния, в котором находится система образования. Если у вас повышена температура, бессмысленно обсуждать градусник, надо думать, как бороться с температурой. То же самое и с образованием. Если мы определили, что ситуация плохая, надо искать инструменты для её улучшения". (Е.Рачевский)
 
А каковы принципы оценки знаний учащихся и их перехода из средней школы в высшую в большинстве ведущих западных стран?
 
Конечно, в разных странах делаются разные акценты, и нюансы обязательных предметов или обязательных зачетов и баллов могут различаться. Однако общая система такова: за время обучения в средней школе учащиеся должны пройти некий минимум обязательных предметов (в разных странах и даже провинциях они могут отличаться) и какие-то дополнительные, и сдать по ним тесты в процессе обучения. Сумма набранных баллов к концу обучения обеспечивает им возможность поступать в то или иное учебное заведение. Никаких выпускных или вступительных экзаменов не проводится.
 
Скажем, в Канаде программа средней школы основана на системе баллов или зачетов. Учащиеся должны сдать минимум 30 зачетов, чтобы получить диплом средней школы. Восемнадцать из этих зачетов обязательны и получены за конкретное число учебных курсов из списка предметов, которые должен пройти каждый ученик. Оставшиеся 12 зачетов произвольные, и их можно получить за те дополнительные (факультативные) курсы, которые ученик выбирает сам из полного набора курсов, предлагаемых школой. Тем самым ученик уже может выбрать ту сферу знаний и область деятельности, которую он планирует изучать в дальнейшем.
 
К примеру, в 9 классе большинство учеников проходит в общей сложности восемь курсов и сдает восемь зачетов. Учащиеся средней школы должны также отработать 40 часов общественно-полезного труда и соответствовать требованиям к знаниям, предъявляемым Департаментом образования данной провинции.
 
Если учащиеся не сдали какой-то зачет или им не хватает набранных зачетов/баллов, по достижении 16 лет они могут продолжить обучение на специальных курсах или в профессиональных учебных заведениях за определенную плату, чтобы получить диплом об окончании средней школы.
 
Университеты (и большинство колледжей) принимают заявления о приеме на обучение только после сдачи учащимся всех 30 зачетов. В принципе, выпускники могут послать свои документы в два или три университета в стране, но их выбор так или иначе ограничен программами университетов и набором пройденных курсов, которые должны как-то соответствовать. Чем выше набранная сумма баллов, тем больше ваши шансы, и тем  лучший университет будет рад видеть вас в своих стенах.
 
Нам представляется разумной такая система постепенной оценки работы учащихся в течение нескольких лет обучения в средней школе. Здесь нет авралов, нет инфарктов и бессонных ночей (ну, почти нет), нет взяток (хотите заниматься дополнительно за деньги – ваше право), а есть возможность оценить планомерную работу и способности учащихся за длительный период на основе единых требований, предъявляемых ко всей системе образования в данном регионе или стране.
 
По мнению В.Садовничего, единый госэкзамен должен меняться. В частности, считает ректор МГУ, в проведении экзамена должны в основном участвовать эксперты и профессионалы, а не чиновники. По словам ректора, существует идея о создании специальных центров по проведению ЕГЭ, независимых от государства, но признанных и в обществе, и во власти. "Этот центр не должен быть связан ни с каким конкретным университетом. Он должен быть признан в стране, и ему должны доверять абитуриенты", – считает Садовничий. По его словам, несколько независимых центров, занимающихся ЕГЭ, дадут возможность школьникам выбирать, где сдавать экзамен. – Ибо школьники сдают ЕГЭ не только в год выпуска, но и в другой год. Такая система в европейских странах работает, и позволяет школьникам не быть привязанным к своим учебным заведениям".
«ЕГЭ возник как некое паллиативное решение, – говорит Ефим Рачевский. — У нас страна поголовного некачественного высшего образования. …Думаю, что где-то к 2020 году ЕГЭ не будет, может быть, это та вещь, которая своё отработает и уже будет не нужна». По словам Рачевского, уже сейчас подготовлен «весьма интересный материал с серьёзными изменениями, связанными и с процедурой, и с содержанием госэкзамена, и во многом они созвучны интересам нынешних выпускников школ». Есть надежда, что большую часть изменений удастся претворить в жизнь.
"Я полагаю, что в Федеральном институте педизмерений (оказывается, есть и такое чудо! - ГФ) в значительной степени должна произойти смена идеологии госэкзамена: чтобы к тестам добавились другие варианты заданий, – сообщил Рачевский. – И думаю, смена идеологии будет сопровождаться и некоторыми кадровыми перестановками в этом институте".
 
Будем надеяться, что у нас когда-нибудь "измерят" и "переставят" всё правильно, уйдут от авральной системы экзаменов и найдут, наконец, ту правильную систему оценки знаний, что давно уже принята в цивилизованном мире.

Георгий Д. Федосеев, Журналист BCM.ru
Все публикации этого автора (150)



Другие публикации этого автора

03.06.2010 16:50 Камбрийский стрелок: могла ли стычка с клиентами превратить его в убийцу?

02.06.2010 17:37 Как школьникам сдать экзамены и остаться в живых?

27.05.2010 17:46 Разговоры с отцом могут повлиять на пристрастие к курению

Добавить в закладки и поделиться: 
 
Комментариев: 0

Ваше сообщение
Ваше имя:
Мы не требуем обязательного указания имени, Вы можете оставить это поле пустым, при этом Ваш комментарий будет опубликован со стандартным именем «Гость».
Ваш e-mail адрес:
Если Ваш комментарий подразумевает какую-то реакцию на него или Вы считаете что он, возможно, может послужить основой для самостоятельной публикации (см. Правила размещения комментариев), укажите свой действующий e-mail адрес для того, чтобы мы могли связаться с Вами. В противном случае оставьте это поле пустым.
Комментарий:
Текст комментария должен быть указан. В нем не могут быть использованы html-коды и ссылки. Также действуют некоторые другие ограничения. Подробно об этом Вы можете узнать из Правил размещения комментариев.
Подтверждаю что я прочитал Правила размещения комментариев и согласен соблюдать их.
Защитный код:
Введите код, изображенный на картинке выше. Если Вы не можете прочесть его,обновите изображение кликнув на него.