Общество

02.06.2010 17:37
Как школьникам сдать экзамены и остаться в живых?

Как школьникам сдать экзамены и остаться в живых?

Как школьникам сдать экзамены и остаться в живых?

Как известно, на севере Москвы, выпрыгнув в ночь на среду из окна на седьмом этаже, покончил с собой ученик одной из столичных школ. По факту гибели подростка следственные органы начали проверку. Некий источник в правоохранительных органах столицы сообщил журналистам, что причиной такого поступка могла стать неудачная сдача ЕГЭ. Отметим, что первые ЕГЭ в этом году школьники сдавали 27 мая, а 31 мая прошла сдача ЕГЭ по русскому языку. По данным Рособрнадзора, узнать результаты даже по первым экзаменам выпускники смогут не ранее пятницы, 4 июня. Соответственно, несдача экзамена могла быть лишь навязчивой идеей, нервировавшей подростка в течение долгого периода. А, скорее всего, дело было совсем в другом.
 
Как заявила в среду агентству РИА Новости директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец, "я боюсь напрямую связывать этот случай самоубийства и сдачу ЕГЭ; возможно, там были личные проблемы. Насколько я знаю, никакой записки у мальчика не нашли".
 
Вот и руководитель столичного управления СКП Анатолий Багмет сообщает, что школьник проявлял беспокойство по поводу сдачи экзаменов и ранее уже говорил родителям о самоубийстве. Уже установлено, что подросток выпрыгнул из окна 7 этажа после того, как отец не разрешил ему пойти на улицу. К тому же, как сказала директор школы №224, где учился мальчик, "сразу после экзамена учитель спросила его, как он написал, и он ответил, что хорошо". Так что прозвучавшая в прессе версия постепенно проваливается.
И всё же, проблема остается. В сущности, "в образовательных учреждениях детям недостает помощи психологов, несмотря на то, что в каждой школе в штатном расписании есть такая должность. Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо перед экзаменами настроить детей позитивно, чтобы они не принимали близко к сердцу результат экзамена, даже если оценка окажется не такой, которую ожидал ребенок", – считает Татьяна Волосовец.
 
Психолог справедливо отметила, что ученикам не стоит относиться к проверке знаний в школе столь критично, даже если это государственный или итоговый экзамен. "Жизнь – это главное, что у нас есть, и мы не вправе так ею распоряжаться", – заметила она.
Для учеников средней школы и студентов первых курсов ВУЗов чрезвычайно характерно рассматривать самоубийство в качестве радикального способа разрешения всех своих проблем. Газеты периодически шокируют нас сообщениями наподобие вот этих:
"Девятиклассницу довели до самоубийства из-за ЕГЭ и конфликта с учительницей 6.2.2009)
Московская школьница покончила с жизнью из-за того, что "подвела класс" при сдаче экзамена. Инцидент произошел в Московской гимназии №1573. О причинах трагедии пишет "Комсомольская правда". После перевода в новую школу Лида Очковская столкнулась с привычными проблемами: одноклассники встретили ее в штыки, а классная активистка Марина постоянно дразнила и унижала. Когда в класс пришла новая руководительница, ситуация ухудшилась. Во время сдачи пробного экзамена у девочки обнаружили шпаргалку. Весь класс был наказан, а девочка покончила с собой, сообщает газета".
"ЕГЭ убивает школьников и доводит их до самоубийства (10.6.2008)
В России начинают подводить трагические итоги сдачи единого государственного экзамена (курсив BCM). Как считают эксперты, чрезмерная учебная нагрузка приводит к психологической переутомленности, с которой подростки не справляются. Так, девятиклассник из Череповца Дмитрий Рогозин умер от сердечного приступа по дороге на экзамен. А сегодня стало известно о том, что в Вологодской области губернаторская стипендиатка Полина Белова, которая входила в список ста лучших учащихся России, покончила жизнь самоубийством. 15-летняя школьница, обнаружив ошибку, допущенную ею при сдаче единого экзамена по математике, повесилась в летней кухне".
…"Как передает «Интерфакс», ученик 11 класса Якутской школы покончил жизнь самоубийством из-за стрессовой ситуации перед ЕГЭ."
 
"По итогам первого полугодия из-за низких результатов ЕГЭ и боязни экзамена попытались свести счеты с жизнью два выпускника в Волгоградской области. В обоих случаях дети – из благополучных семей, хорошо учились в школе. К счастью, этих подростков вовремя удалось спасти".
И так далее.
 
"Действительно, согласно официальной статистике, ежегодно из жизни самовольно уходят около трех тысяч подростков, - говорит руководитель Региональной общественной организации по защите прав ребенка Борис Альтшулер. – Зачастую дети не находят выхода из сложных жизненных ситуаций, которые складываются в школе или в семье. Ведь у нас не существует социальных служб сопровождения, служб патроната и т.д. Другими словами – у подростков нет альтернативы, и поэтому они оказываются загнанными в угол. Неустойчивое психическое состояние подростка в переходном периоде приводит к страшным последствиям. А причин можно найти миллион: несчастная любовь, кому-то что-то доказать, выместить обиду…" А теперь еще и о-го-го какой страшный ЕГЭ, добавим мы.
 
Сдача экзаменов и поступление в институт могут стать трудным переходным периодом, в котором выпускники могут чувствовать себя потерянными, одинокими, запутавшимися, взволнованными, неадекватными, ощущать стресс. Эти проблемы могут привести к депрессии. По статистике независимых психиатров, 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет посещают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек от мыслей переходят к делу. Некоторые специалисты считают, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, а в 90% такое поведение подростка – это попытка привлечь к себе внимание. Согласно данным совместного доклада Генпрокуратуры и Минобразования РФ, в 2007 году самоубийства у подростков вышли на первое место, опережая убийства и несчастные случаи. В целом, анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный в 2007 г. Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств подростков связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
 
И что же, наши подростки одни такие нежные да обидчивые?
 
В 1999 г. 20% учащихся средней школы в США указали, что за предыдущий год они серьезно рассматривали идею самоубийства или пытались его совершить. И восемь процентов подростков, серьезно размышлявших об этом шаге, затем совершали попытки самоубийства. Исследования показали, что каждый пятый студент колледжа (20%) полагает, что его уровень депрессии выше, чем должно быть, но только 6 % заявили, что они обратились бы за помощью. Причина – в клейме, поставленном обществом на все психические отклонения. В Штатах можно быть трижды толстым или дважды хромым, но только веселым и общительным. Депрессивным букам вход воспрещен – написано четкими невидимыми буквами над стойками паспортного контроля во всех аэропортах США.
 
С другой стороны, исследование Департамента образования США показало, что 70 процентов учащихся, совершивших попытку самоубийства, часто прибегали к алкоголю и/или наркотикам. А когда студент средней школы употребляет алкоголь и/или наркотики и подавлен, риск для самоубийства очень высок. (Невылеченная депрессия указывается специалистами как причина номер один для самоубийства.) По данным сайта suicide.org, самоубийство указывается как вторая по значимости причина смерти среди учащихся в США (после смертей в результате несчастных случаев, преимущественно ДТП).
 
Другое исследование 2008 года показало, что больше половины американских студентов колледжа рассматривало идею самоубийства в какие-то моменты жизни. Как сообщает msnbc.com, результаты этого опроса были представлены на ежегодном съезде Американской психологической ассоциации в Бостоне, и подтвердили уже имевшиеся данные, что распространенность убийственных мыслей намного шире среди студентов американских колледжей, чем среди населения вообще.
Так что всё нормально. В том смысле, что мы не одиноки. Наши отроки и вьюноши такие же, как и прочие гомо сапиенсы.
 
Только гордиться здесь нечем. Следует понять, что наши дети не всегда готовы к адекватному восприятию каких-то жизненных обстоятельств. К тому же, юношеский максимализм действий опасен, потому что непредсказуем. У них могут быть совершенно непонятные и малозначительные для взрослых проблемы. Чтобы понять их значение для подростков, с ними надо разговаривать, по возможности – каждый день. Если они раздражаются или замыкаются, их нужно спрашивать о том, что их беспокоит, что раздражает. В особенности, если вы замечаете изменения в их привычном поведении, настроении, образе жизни. Если вы видите, что проблема не уходит, стоит обратиться к психологу.
 
Главная нагрузка, естественно, выпадает на родительские плечи, однако школам надлежит сделать нужный шаг для образования детей. Все учащиеся средней школы должны хорошо представлять себе, что такое депрессия, и должны уметь просить о помощи, если они подавлены или ощущают тягу к самоубийству. Выпускников перед сдачей ЕГЭ должны, в идеале, готовить психологи. Таковы задачи Министерства образования и общества в целом.
И мы должны действовать сейчас. Десятки сайтов предлагают наивным подросткам прекрасные, проверенные способы ухода из жизни. Так что лучше уж школе и родителям озаботиться профилактикой самоубийств, чем преждевременными похоронами.

Георгий Д. Федосеев, Журналист BCM.ru
Все публикации этого автора (150)



Другие публикации этого автора

27.05.2010 17:46 Разговоры с отцом могут повлиять на пристрастие к курению

26.05.2010 17:49 Марк Твен наконец-то расскажет нам о себе после столетнего молчания

26.05.2010 13:43 ДТП в Турции: к проблеме безопасности наших туристов на отдыхе за рубежом

Добавить в закладки и поделиться: 
 
Комментариев: 0

Ваше сообщение
Ваше имя:
Мы не требуем обязательного указания имени, Вы можете оставить это поле пустым, при этом Ваш комментарий будет опубликован со стандартным именем «Гость».
Ваш e-mail адрес:
Если Ваш комментарий подразумевает какую-то реакцию на него или Вы считаете что он, возможно, может послужить основой для самостоятельной публикации (см. Правила размещения комментариев), укажите свой действующий e-mail адрес для того, чтобы мы могли связаться с Вами. В противном случае оставьте это поле пустым.
Комментарий:
Текст комментария должен быть указан. В нем не могут быть использованы html-коды и ссылки. Также действуют некоторые другие ограничения. Подробно об этом Вы можете узнать из Правил размещения комментариев.
Подтверждаю что я прочитал Правила размещения комментариев и согласен соблюдать их.
Защитный код:
Введите код, изображенный на картинке выше. Если Вы не можете прочесть его,обновите изображение кликнув на него.